JA slide show

КОНСПЕКТ 1.7

                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

Главный государственный инспектор

по маломерным судам Владимирской области

________________________С.Н.Ледин

«_____»__________________ 2006 г.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

для проведения занятий по программе

подготовки судоводителей маломерных судов

ДИСЦИПЛИНА: Устройство и техническое обслуживание маломерных моторных судов.

ТЕМА: № 1.7. Такелажные работы.

ВИД ЗАНЯТИЯ: Теоретическое

ОТВОДИМОЕ ВРЕМЯ:   1 час

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить со слушателями порядок проведения такелажных работ.

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

 

  1. В.В. Антонов, В.В. Романов «Маломерные суда на водоемах России»;
  2. Комплект плакатов по такелажным работам;

 

 

Ход занятия:

 

Учебный вопрос

Время

Содержание учебного вопроса

1

2

3

4

1

Подготовительная часть

5

Построить слушателей, проверить их наличие, объявить тему и цель занятия.

2

Основная часть

Вся совокупность судовых снастей (стальные и растительные тросы, цепи и т.д.) для крепления рангоута, управления парусами, грузоподъемных работ, подъема и спуска флага, сигналов и т.д. называется такелажем. Принято деление такелажа на стоячий (крепление неподвижных частей рангоута – мачт, стеньг – ванты, штаги, фордуны) и бегучий (перемещение подвижных частей рангоута и парусов – фалы, брасы, шкоты, топенанты). Отсюда – все работы, связанные с изготовлением, ремонтом, испытанием и установкой такелажа на судах, носят название такелажных работ. Они включают в себя изготовление огонов, сплесней и матов, вязание узлов, постановку бензелей и мусингов, тренцевание и клетневание тросов, плетение матов и мягких кранцев, изготовление грузовых сеток и стропов и т.п. Выполняются указанные работы с помощью такелажного инструмента – сваек, драйков, лопаток, мушкелей, полумушкелей.

К предметам такелажного снабжения на судах относятся:

     блок – часть простейшего подъемного приспособления (само приспособление) в виде шкива с желобом по окружности для троса, каната, цепи. Бывают различных размеров0 металлические и деревянные, одно, двух и многошкивные, с откидной щеткой (канифас-блок);

     гак – стальной крюк, используемый на судах для различных целей (подъема и крепления груза, в леерных и других устройствах и т.д.);

     скоба – металлический стержень, изогнутый в форме подковы, концы (лапки) которого соединяются штырем (болтом), имеющим с одной стороны головку, с другой – резьбу, чеку или шплинт, служит для соединения частей тросов такелажных цепей и их крепления к корпусным конструкциям и рангоуту, наращивания буксирных тросов, присоединения якорей к цепям;

     обух – болт, имеющий головку с проушиной или неподвижным кольцом, в которое иногда заделывается рым, служит для крепления оснастки грузовых устройств и парусного вооружения, крепления грузов и различных предметов к палубе или переборкам;

     рым – металлическое кольцо круглой или овальной формы, продетое в обух, закрепленный на прочной судовой или береговой конструкции и служащий для закладывания в него судовых снастей;

     коуш – круглая, каплевидная или треугольная оправка из пластмассы или металла   с желобом на наружной стороне, служит для обводки вокруг нее петли троса (каната) с целью уменьшения его истирания, применяется для крепления тросов (канатов) к конструкциям или такелажу судна;

     такелажная цепь – цепь, изготовленная из мягкого сварочного железа без распорок, делятся на короткозвенные (длина звена не белее 5,5 калибров) и длиннозвенные (длина звена более 5,5 калибров);

     талреп – приспособление для натягивания стоячего такелажа, разделяются на тросовые и винтовые;

     трос – общее наименование канатно-веревочных изделий из растительных и искусственных волокнистых материалов, а также из стальной проволоки. Растительные тросы делают из волокон конопли (пеньковые), бананового дерева (манильские), оболочки кокосовых орехов (кокосовые)0 агавы (сизальские).

     Каждый трос состоит из каболок, которые свиваются в пряди, пряди свиваются в стренди, и уже из них свивается сам трос. По способу изготовления тросы бывают прямого и обратного спуска или, соответственно, тросовой или кабельной работы. Если волокна свиваются справа налево, каболки – слева направо, пряди – справа налево, а стренди – снова слева направо - такой трос называют тросом прямого спуска. Если свивка волокон, каболок, прядей и стрендей ведут в обратной последовательности, то это будет трос обратного спуска. Такой порядок свивки придает тросу округлую форму и препятствует раскручиванию. Основной характеристикой троса служит его разрывная крепость. Разрывная крепость – это минимальная нагрузка (усилие) при которой трос разрывается, рабочая крепость – максимальная нагрузка (усилие), при которой трос может долго и безопасно работать без нарушения его структуры. Для обеспечения достаточного запаса прочности принято считать рабочую крепость равной 1/6 разрывной, а если трос подвержен различным переменным напряжениям, рывкам – то 1/10 разрывной. Для расчетов разрывной и рабочей прочности тросов с точностью, достаточной для целей судовождения, можно пользоваться приближенными формулами, составленными на основе опытных данных.

     Судоводителю при использовании различных тросов при такелажных работах рекомендуется помнить, что:

- четырехпрядный трос слабее трехпрядного на 20 %;

- смоленый трос слабее бельного на 25%;

- кокосовый трос слабее смоленых пеньковых в 4 раза;

- сизальский трос слабее манильского на 20 – 25 %;
- любой, даже хорошо сделанный сплесень, уменьшает крепость на 10 %;

- мокрый трос во всех случаях слабее сухого.

3

Заключительная часть

5

Подведение итогов занятия, задание на самоподготовку

 

 

Руководитель занятия: __________________________________________________

 

 

 

 

 

Joomla